Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник, 21.11.2017, 18:47
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ Туровская ООШ

Люди картинки
Данный сайт соответствует Статье 29 Закона «Об образовании РФ» и Постановлению Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года №582 «Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательной организации», Положению о сайте МОУ «Туровская ООШ» Все персональные данные детей размещены с письменного согласия родителей и законных представителей
Меню сайта
Наш опрос
Нужно ли в школе преподавать Основы Православной культуры?
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов


Продленка Прямая ссылка для оценки нашей школы Регистрация на портале гос. услуг

Музей

Книги картинки

Название музея: Школьный историко-краеведческий музей МОУ Туровской ООШ

Профиль музейной работы: историческое краеведение.

«Бороться и искать! Найти и не сдаваться!» - таков девиз историко-краеведческого музея нашей школы. 

История музея  началась в I981 году с фотографии земляков, участников Великой Отечественной войны. Материал для комнаты боевой славы тогда собирал  учитель истории, а позже директор школы Ю.Я. Комарницкий. Не остался равнодушным к этому благородному делу и следующий после  Ю. Я. Комарницкого директор школы Шичков А.В. Им были сделаны стеллажи и  витрины,  а его супруга Любовь Викторовна увлеклась сбором материала  по истории русской избы. Тогда-то и стали стекать в школьный музей самовары, ухваты, чугунки и прочая  домашняя утварь. Осенью 1994 года  «командование» музеем приняла зав. библиотекой Сорокина Р.Н. Ровно год понадобился Раисе Николаевне и её помощникам, чтобы привести в должный порядок  помещение, систематизировать все имеющиеся вещи и документы. Осенью 1995 года историко-краеведческий музей Туровской  школы получил официальное признание в районном Управлении образования.

Музей расположен в отдельном помещении площадью 50 квадратных метров. При кружке работает Совет музея. Привлечены дети от младшего школьного возраста до старшего. В состав группы входят 30 человек.Для теоретической подготовки имеется отдельная комната. В библиотеке школы имеется литература по краеведению.

В данное время музей располагает 270  экспонатами, которые делятся на следующие экспозиции:

  1. Быт русской избы (102 экспоната).
  2. Раздел Великая Отечественная война (88 экспонатов),
  3. История совхоза и Туровской школы (54 экспоната),
  4. Война и мирное время (15 экспонатов),
  5. Церковное краеведение (11 экспонатов).

Сегодня руководителем музея является учитель начальных классов Дерягина Елизавета Владимировна, консультантом в организации ученических исследовательских работ  является учитель истории Щербинкина Н. А.  В сентябре 2017 года школой была приобретена новая мебель для музея. Многочисленные экспонаты заняли своё достойное место. Жизнь нашего музея, как как живого развивающегося организма продолжается.

Ученическая исследовательская работа Соломоновой Н. "История школы в селе Турово"/istoriyashkolyivsturovo2010.doc

 История нашей школы начинается в 19 веке. Попечителем Туровской школы являлся генерал-майор Николай Александрович Писарев, а позже помещица О. С. Писарева. При содействии этой дворянской семьи в  1868 году было построено здание для земской школы. Это была бревенчатая изба, которая сегодня не сохранилась, (сгорела в 1970 году), Сначала она была церковно-приходской. За год в ней обучалось около 60 детей. В школе было 3 класса. Детей обучали письму, чтению, счёту и закону Божьему. Сохранились имена первых учителей этой школы. Это священник П. И. Некрасов, учитель Н. Ф. Соколов. 

 

 

Ученическая исследовательская работа Перевесенского С. "Памятник Дмиртию Донскому в селе Турово"/pamyatnikdmitriyudonskomuvseleturovo.doc

  Памятников Дмитрию Ивановичу Донскому в России не много. Они стоят на пути его следования из Москвы на Куликово поле. Село Турово стоит на этом пути. Здесь впервые полностью собрались все войска, идущие на битву с монголо-татарами. Памятник Дмитрию Донскому на территории села Турово поставлен в честь этого события. Он является визитной карточкой села и символизирует память благодарных потомков героическому подвигу русского воинства.  

 

 

Ученическая исследовательская работа Ермаченкова А. "Война и дети"/vojna_i_deti..docx

Ученическая исследовательская работа Владимировой Е. "Последний настоятель храма Рождества Богородицы в селе Турово священномученик Александр Воздвиженский/1111/turovskij_svjashhennik.rar

  17 лет жизни  отдал отец Александр  нашему селу, его людям и они оставили о нём самую добрую память. Отважно  шёл отец Александр своей дорогой святости, которая предначертана каждому человеку. А ведь мог уже давно сойти с неё. Не мог он не знать, что только за причастность к духовному сословию уже можно было поплатиться жизнью, но не свернул, не ушёл. В условиях гонений на церковь он продолжал служить в храме. Видел в этом свой долг и честно выполнял его. За эту верность и поплатился отец Александр.  Подвиг отца Александра заключается в презрении опасностей, сопряжённых с его служением Богу в 20-30 годы 20 века, в принятии венца мученической  смерти во имя веры.

 

 

 

 

Ученическая исследовательская работа Харенко В. "Последний настоятель храма Флора и Лавра в селе Игумново отец Савелий Гаврилов"/otec_savelij_gavrilov.docx

В года гонений на церковь о отец Сава не оставил своей службы. В его доме была отведена маленькая комната, где самоотверженный священник продолжал вести Богослужения. Сюда со всех окрестных деревень по ночам шли крестить детей, заказывать молебны. Отпевать умерших он ходил по домам или  на кладбище. Делалось это тайно. Власти опасались не только того, что продолжается молитвенная жизнь в селе, но и того, что священник будет брать плату за свою работу и обогатится на этом.  До самой смерти отец Сава оставался священником для своих односельчан. За помощью, советом к нему шли из всех окрестных деревень.  

 

 

 

 

 

 

Летопись села Турово.

Село Турово - старинное русское село. Первое упоминание о нем относится к началу VIII века (когда татаро-монголы напали на Русь). Прежде здесь жили финно-угорские и литовские племена (летопись их называет мещерой и голедью). Славяне на берега Оки пришли с юго-запада.
Расселившись со временем в лесах и долинах верхней и средней Оки, славяне интенсивно осваивали новые места, о чём свидетельствуют материалы археологических исследований.
25 августа 1380г. Дмитрий Донской со своим войском перешёл устье реки Лопасня, идя на Куликово поле. 25 августа 1980г. на высоком берегу был установлен памятной знак «600 лет Куликовской битве». В с. Турово существует легенда, рассказанная ветераном ВОВ, учителем Туровской школы  Боголеновым Николаем Михайловичем о том, что Дмитрий Донской, идя со своим войском на Куликово поле, переходил по старому руслу  реки Лопасни. Возле большого раскидистого дерева у озера Долгое остановился, напоил своего коня, испил водицы сам, уснул на спине своего могучего коня и увидел вещий сон.
Строчки из книги Г.П. Шгорма (1898-1978), историка и писателя «На поле Куликовом» и «Навстречу Орде».
20 августа 1380г. русское войско выступило в поход. Вся Москва провожала уходящих воинов. Тихий тёплый ветер колыхал стяги. Всюду, куда только доставал глаз, виднелись шлемы с остроконечными верхушками, блистали кольчужные брони, прямые мечи и кривые сабли, мелькали копья, секиры, луки, колчаны, красные русские щиты.
Чтобы не было тесноты в пути, войско двинулось тремя дорогами: одна рать шла на Серпухов, другая - к старой Кашире, третья - к селу Брашеву, где был переход через Москву реку.
Князю Дмитрию Ивановичу  в то время было более тридцати лет. Он был горяч и отважен в бою и крепко верил в успех предстоящей битвы. Отчасти поэтому он взял с собой в поход девять гостей – сурожан - купцов, торговавших шёлком с крымских городом  Сурожем (Судаком), которым в VIII веке завладели генуэзцы. «Пусть поведают в дальних землях о том, что случится», - сказал князь Дмитрий. Но сурожане, хорошо знавшие степь, были полезны и как проводники.
А впереди русского войска давно уже выслеживали татар и приглядывались к местности два сильных сторожевых отряда. Дмитрий послал их «под самую Орду мамаеву» добывать вести. Вести же были такие, что Мамай не торопится, так как ждёт прихода Ягайло. И тянет время до осени, когда поля на Руси будут убраны и Орда сможет грабить крестьянский хлеб.
24 августа ополчение подошло к Коломне, где был назначен сбор  всех русских сил. Здесь к Дмитрию неожиданно явилась помощь: пришли с дружинами  двое князей Ольгердовичей, родные братья Ягайло, - Андрей, княживший в Пскове, и Дмитрий Брянский. Князья эти были одной веры с русскими; в своё время они бежали от Литовского княжества и теперь зависели от Москвы.
Был в войске Дмитрия и отважный воевода Боброкволынец, тот самый, который одержал над волжскими булгарами большую победу. Многих выходцев из разных княжеств привлекла тогда к себе Москва.
26 августа, утром, войско выступило левым берегом Оки и остановилось, дойдя   до устья реки Лопасни. Здесь присоединилось к нему новые, посланные из Москвы отряды. Всей рати было около ста пятидесяти тысяч. Такой могучей силы   ещё никогда не выставляла русская земля. От Лопасни рать двинулась прямо к верхнему Дону, направляясь вдоль западных границ Рязанского княжества.
Московский князь строго приказал ратникам не обижать жителей, чтобы и они не вредили войску, оставаясь в тылу.

***

В селе Турово до 1571 года в устье реки Лопасни была береговая служба по охране реки Оки от набегов татар.
Название села Турово связано с названием диких быков туров, которые когда-то водились в глухих, непроходимых лесах, окружавших эту деревню. Здесь по преданию, охотились князья Серпуховские, Московские и первый русский царь Иван Грозный со своей свитой. Об этом свидетельствует название местечка «Турбина», расположенного в 2х километрах от села. В стародавние времена его называли «Трубина» - трубили, сзывали охотников. Со временем в результате фонетических изменений первый слог «тру» был заменен слогом «тур», может быть, по аналогии с названием села «Турово».
С высоты птичьего полета полоска леса в местечке «Турбина» напоминает голову дикого тура.
Как и многие селения Серпуховского уезда, Турово, находясь на путях нашествия татарских орд, испытало периоды своего расцвета и опустошений. В писцовых книгах Московской губернии за 1628-1629г. Турово находилось в Каширском уезде, числилось пустошью, и владел им Петр Алексеевич Фомин. В XVIII веке Турово, большое село с обширными земельными угодьями, часто меняет хозяев. Среди них Шушерины, Кучины, Бохины, Хрущевы, Орловы-Чесменские, Писаревы.
С 1777 года Турово стало волостным селом Серпуховского уезда.

В писцовых книгах Московской губернии за 1628-1629гг. Турово находилось в каширском уезде, числилось пустошью, и владел им Петр Алексеевич Фомин. В  XVIII веке Турово, большое село с обширными земельными угодьями, часто меняет своих владельцев. Среди них Шушерины, Николаевы, Кучины, Бохины, Хрущёвы, Орловы-Чеменские, Писаревы.
В начале XIX века земли в Туровской волости начинает скупать представитель одной из древнейших фамилий серпуховский дворянин отставной лейб-гвардии прапорщик Александр Дмитриевич Арцибашев. 
Из старых земледельцев в селе Турово остаются Писаревы. Старинный дворянский род Писаревых происходил от литовского выходца Семёна Писаря, пожалованного поместьем в Коломенском уезде в 1441г., в этом роду были воеводы, дипломаты и писатели.
Только Писаревы и Арцибашевы имели господские дома и обычно летом жили в имении. Крестьяне большого села Турово были разделены на три сельские общины - Писарская, Арцибашевская и Хатуньская. 
Старая церковь была закрыта в 1868г., новая церковь каменная во имя Рождества Богородицы была открыта в 1868 году, а колокольня была построена в 1877 году.
К 1858 году за Арцибешевым числилось  58 крестьянских усадеб, 219 крестьян и 7 дворовых. В пользовании у них находилось 517 десятин земли. После отмены крепостного права Николай Александрович Арцибашев выделяет своим крестьянам для выкупа земельные наделы. Затем распродаёт оставшиеся земли, и к 1890 году все земли и усадьбы переходят к Московскому купцу Клееву Николаю Михайловичу.
Писаревы, выделив для выкупа крестьянам земельные наделы, все же остались крупными землевладельцами, имея 100 десятин.
Туровская волость до отмены крепостного права делилась так: в собственности государя - деревня Никифорово 53 двора, Зиброво – 11, с. Енино - 50, с. Игумново - 55, д. Соколово - 7 дворов, в собственности помещиков - с. Турово - 83 двора, д. Свинёнки - 13, д. Воскресенки - 35, д. Сераксеево - 21, с. Казанское (Новосёлки) - 2 двора, д. Бигичево - 12, Соймоново - 15, Сайгатово - 8, Тутыхино и Кощелевка - 17, Головлино - 21, Жидовиново - 8, Байденки - 3, Новинки - 19, всего 422 крестьянских двора с населением: в 1858г. - 3536 человек, в 1869г. - 3926 человек, в 1874г. - 3881 чел., в 1877г. - 3821 чел.
В справочной книге Московской губернии за 1890 год указано: в селе Турово находилось волостное управление, старостой был крестьянин Пётр Владимирович Володин, писарем – Павел Андреевич Яковлев. В церковноприходской школе обучалось 61 человек. Попечителем школы была Ольга Степановна Писарева, законоучителем был священник Пётр Иванович Некрасов, учителем - Николай Фёдорович Соколов.
Как утверждает Д.Н. Свербеев в своих записках:, часть имения Арцибашев продал в селе Турово И.С. Аксакову. Славянофил, поэт-публицист Иван Сергеевич Аксаков после смерти поэта Тютчева писал его биографию в селе Турово, Аксаков был женат на дочери Тютчева и из Турова ездил на его похороны в Петербург.
Помещики Писаревы в XIX веке были известны как высококультурная семья. Генерал-майор Н.А. Писарёв командовал артиллерийской бригадой, стоявшей в Серпухове. Дети его (трое сыновей, дочь) находились на государственной службе. Старший сын Сергей Николаевич был военным. Владимир и Александр служили в Петербурге. В гостях у них бывали известные художники, литераторы, учёные. Так в июле – августе 1903 года гостили у них художник Игорь Эммануилович Грабарь и Николай Александрович Пынин, сын известного историка Пынина.
СПРАВКА: Грабарь Игорь Эммануилович родился 25/III-1871г., умер в 1960г. - живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956г.), академик (1943г.), действительный член Академии художников СССР (1947г.). Родился в Будапеште. В России - с 1880г., учился  в Петербурге в Академии художеств (1894-1896гг.) у И.Е. Репина и других. В 1896-1901гг. жил за границей, учился в Мюнхене у А. Ажбе, а затем преподавал. Вернувшись в Россию, примкнул к «Миру искусства». В начале 1900 года создал тонко передающие характер и состояние природы пейзажи «Сентябрьский снег» (1903), «Февральская лазурь» (1904) (обе в Третьяковской галерее) и другие, в ряде работ сказалось влияние импрессионизма. Выступив, как архитектор (1909-1914гг.), построил санаторий «Захарьино» под Москвой.
Умер в 1960г., похоронен в Москве.
/Малая Совет - Энциклопедия Т/1959г./
И.Э. Грабарь пробыл в Турово полтора месяца. Перед поездкой сюда он напряженно трудился над серией иллюстраций по заданию издательств и физически устал. 
В своей «Автобиографии» И.Э. Грабарь писал впоследствии: «Вид с горы на окские дали был великолепен». Однако им он не вдохновился для написания больших картин. «От нечего делать, я писал пустяки. Только последняя, написанная мною здесь вещь, - «Последние лучи» - уголок усадьбы с церковью при закате солнца - в какой-то мере удалась». В декабре 1903г. эта картина И.Э. Грабаря демонстрировалась на выставке «Союза русских художников» и была куплена известным коллекционером И.О. Шехтелем.
В июне 1906г. семью Писаревых посетили  в Турово видные ученые-естествоиспытатели тогдашней России. Это приват-доцент Киевского университета, впоследствии известный ботаник  профессор В.Н. Хитров, профессор А.Ф. Флеров и крупный исследователь больше земельной тундры географ Д.Д. Руднев. Они обследовали тогда Тульские засеки и Окскую долину в Московской и Рязанской губерниях. Ученые изучили в окрестностях Турово и Никифорово участки крайне редких в Подмосковье степных растений с перистым ковылем и дикой вишней.
В 1979 году администрация областного центра г. Орла провела межвузовскую научную конференцию, посвященную 100-летию со дня рождения своего земляка и видного советского ученого профессора В.Н. Хитрова. Ряд научных учреждений страны подняли перед правительством РСФСР вопрос о присвоении имени В.Н. Хитрова заповеднику «Галичья гора», который основал этот ученый в 1952 году. Предполагалось вывесить мемориальные доски в местах работы этого ученого было бы не плохо, если бы вопрос об увековечении памятного пребывания в с. Турово известных ученых и деятелей науки и искусства был решен положительно.

***


Недостаточность земельных наделов, безлошадность, частые неурожаи, большие семьи (8-10 человек) вынуждали крестьян заниматься побочными промыслами или уходить на работу на Серпуховские фабрики. В 1911 году в Туровской волости в 23 селениях из 702 крестьянских хозяйств 115 были безлошадными. Более 130 крестьянских семей из-за отсутствия лошадей сдавали землю кулакам в аренду. Сапожники, башмачники, деревоотделочники, бондари, корзинщики, вальщики, овчинники - были распространены в вольности. Сапожники - кустари зарабатывали от 20 копеек до 1 рубля в день. Это были большие деньги для крестьянина того времени.
В престольный праздник Вознесение в 40й день после Пасхи в Турово проводилась ярмарка, но она больше носила характер праздничного гулянья. Зимой, когда Ока покрывалась льдом и создавалось удобное сообщение с Заокскими деревнями, в Турово проходили базары. Главным образом, торговали скотом и сеном. Туровские мясники покупали скот, а потом мясо сбывали на московских и серпуховских базарах, поставляли в фабрично-заводские лавки, харчёвни.
Свержение царского режима в России Туровские крестьяне встретили восторженно. У здания волостной управы состоялся митинг с красным флагом, организатором которого были местная интеллигенция и солдаты, вернувшиеся с фронта по ранению. Весной 1918г. были поделены церковная и помещичья земли, образован комитет бедности.
В гражданскую войну из Турова 36 человек добровольно вступили в Красную Армию. На базе Туровской больницы был организован госпиталь и курсы санитаров.
В первые годы Советской власти на Туровский базар серпуховские рабочие привозили косы, грабли, лопаты, топоры, а с базара увозили сельскохозяйственные продукты. В 1918 году на базе помещичьих усадеб была создана коммуна, затем она преобразовалась в подсобное хозяйство Московского завода им. Войкова, которое просуществовало до 1952 года. 
В 1922 году в селе была открыта изба-читальня. В 1924 году была создана школа крестьянской молодёжи (ШКМ), преобразованная в семилетнюю. В том же году было создано кооперативное товарищество.
Крестьянин П.Д. Холин писал в серпуховской газете «Набат»: «Я главную хорошую сторону кооператива вижу в том, что он приучает нас, крестьян, коллективно работать, помогать друг другу, поднимать своё хозяйство». В селе стали часто проводить свадьбы и крестины. Жизнь стала лучше, веселее.
В 1924 году Турово по-прежнему делилось на три части: Турово-Арцыбашево - 101  крестьянское хозяйство и 555 человек жителей, 227,3 десятин земли, 80 лошадей, 135 коров; Ту-рово-Гравское - 53 хозяйства, 284 жителя, 184,7 десятин земли, 41 лошадь, 77 коров; Турово-Писарёво - 53 хозяйства, 324 жителя, 184,7 десятин земли, 46 лошадей, 76 коров. А всего в селе: 207 дворов, 1183 жителя, 538 десятин земли, 167 лошадей, 288 коров, безлошалных 40 дворов. В каждой семье в среднем по 5-6 человек.
В 1930 году в марте в Турово было организовано три колхоза: «Труженик» (Арцибаше-во) первым председателем которого был Акимов Степан Семёнович; «Обновлённый труд» (Писарево) - председателем был Сорокин Яков Иванович; «Колхоз имени 12 декабря» (Гра-фское) - председатель Каюков Иван Иванович. С 1936 года колхозы обслуживали Серпухов-ская МТС.
В 1953 году произошло объединение трёх колхозов, а вскоре к нему примкнули маломощные колхозы деревень Прилуки, Свинёнки, Барыбино, Никифорово, Зиброво.
В 1959 году из укреплённых колхозов селений Бутурлино и Турово был создан совхоз «Серпуховский», затем он разделился на «Серпуховский», для которого была построена центральная усадьба, и «Туровский» с центром в с.Турово. Это было 1 марта 1969 года. 
С 1936 по 1937 года председателем Туровского сельского совета работал Ополенков Василий Дмитриевич. В 1937 году он был арестован и осуждён «тройкой», как враг народа. В начале Великой Отечественной войны был освобождён и отправлен на фронт. После ранения вернулся в Серпухов к семье. Умер в 1960 году.
В Великую Отечественную войну из села на фронт ушли защищать Родину 120 человек, в селе остались старики, женщины и дети. Погибло на фронте 70 человек. Благодарные жители установили памятник, на котором высечены их имена. Памятник был открыт 9 мая 1970 года.
В Турово на местном кладбище стоит памятник, на котором написано: «Петр Егорович Жидков». Родился в 1919 году. Погиб 4/XI-41г. стоял холодный осенний день. Северный ветер гнал по небу серые тучи. В сторону Москву летел фашистский самолет. Вдруг из-за облаков вынырнул советский «ястребок», напал на него, не давая врагу опомниться. Скоро за немецким самолетом потянулся шлейф черного дыма. Во время схватки был поврежден и самолет нашего летчика, а сам он был ранен. Теряя силы, он пытался посадить машину на поле, но врезался в одинокое дерево. Летчик погиб. Жители села Турово с почестями похоронили его на окраине кладбища.
9 мая 1965 года был открыт памятник летчику. Из Воронежской области приезжала родная сестра, она рассказала школьникам о своем брате.
Местный художник написал портрет летчика П.Е. Жидкова по фотографии. Теперь работа находится в Туровской средней школе, которая носит имя героя. Учащиеся шефствуют над могилой летчика. В знаменательные дни возлагают венки, цветы. Не забывают ее и жители села: приносят сюда свои дары на Пасху и в другие христианские праздники.
В школьном музее собран и хранится большой фактический материал о ныне живущих и умерших ветеранах ВОВ.

Этнографические особенности села. 
В Турово проживает население из Тульской области, Рязанской области, так как село находится на самой границе этих областей по реке Оке. Крепостные крестьяне были выходцами из Орловской области, это отразилось в  говоре, обрядах, особенно в костюмах.
Так, девушки по праздникам надевали красивые сарафаны. Сельские  девушки для отделки покупали ленты, бусы, платки, ткали лен, вязали кружево. 
Русский народный костюм имеет богатую историю. Его симво­лика  восходит к дохристианской эпохе, к языческим культам солнца, воды, земли. От его монументальности веет византийскими традициями, его архитектоника формировалась параллельно  древнему зодчеству. В начале ХVIII века, после реформ Петра I, понятие «Русский костюм» сузилось, став синонимом крестьянского. Дворянское и городское платье создавали по законам Европе­йской моды, оставив весь  груз традиций и символики на долю народной одежды. 
Крестьянский костюм менялся вместе с экономическим и про­мышленным развитием, под влиянием анилиновых красителей, фабричных тканей, машинного кружева, готовой одежды. 
I. Костюм крестьянки Касимовского уезда Рязанской губернии Х1Хв. Костюм состоит из домотканых рубахи и поневы из холста, почти сплошь украшенных ткаными гладкими и узорными полосами. Узоры рубахи и передника носят ковровый характер. Тканые узоры передника  органично сочетаются с нашитыми полосками из различных материй и лент. 
Замечательно по красоте и сложности изготовления понева, сшитая из двухслойной полушерстяной ткани. Ткань имеет шашечное поле, на котором выступает сложный узор. Головной платок украшен нашивками из цветных тканей и бахромой.II. Костюм крестьянки Тульской губернии вторая половина XIXв. Костюм состоит из домотканой рубахи, поневы и передника.
Рукава холщовой рубахи сплошь покрыты сложным рисунком из узорных и гладких полос, почти не оставляющих просветов белого фона. Холщовый передник украшен вышивкой, воспроизводящей старинные узоры «гребешки», «городки», «гребенчатые ромбы», полосками из кумача и из ситца с мелким рисунком по красному фону. Шерстяная понева в крупную клетку украшена по подолу красной шерстяной полоской. Поверх поневы повязывается шерстяной красный пояс. Головной убор – сорока завершает костюм.
III. Костюм крестьянки Орловской губернии начала XIXв.
Костюм состоит из домотканой рубахи, поневы и передника – запона. Холщовая рубаха и запон богато украшены узорными и гладкими ткаными полосками. Насыщенные по рисунку полосы расположены настолько близко друг к другу, что рукава рубахи и запон полностью покрыты узором: синяя клетчатая понева украшена по подолу нашивками из цветной ткани и узорной тесьмой домашней работы.Завершен костюм головным убором – сороки с шерстяным платком.
Русская народная одежда, сохранившаяся в основных чертах крестьянской среде вплоть до XXв., - ценный памятник народного творчества.
Колорит одежды, обилие вышитых и вытканных узоров и украшений – всё это свидетельствует о вкусе и традициях народа, о его понимании красоты и гармонии.
Праздничная одежда крестьянок по покрою была одинакова с будничной и отличалась лишь обилием вышитых и вытканных узоров. Обязательным дополнением к праздничному наряду служили головные уборы, часто очень сложные, нагрудные украшения и домотканые цветные пояса.IV. Девичий костюм крестьянки Московской губернии XIX века.
Костюм состоит из цветной рубахи с широкими сужеными книзу рукава, косоклинного сарафана и широкой ленты – повязки на голову. Сарафан украшен полосками из цветной ткани и оловянными пуговицами.Праздничную нарядность костюму придает расшитая жемчугом и цветными каменьями повязка, жемчужное ожерелье, жемчужные серьги и вплетенный в косу косник.
Старинная женская одежда удивительно многообразна по своей форме, украшениям и манере ношения. И всё же делится как бы на две группы: одежда крестьянок южнорусских губерний и одежда крестьян севера.Основное отличие одежды женщин южно-великорусских губерний составляла понева - особый вид домотканой юбки, состоящей из нескольких полотнищ шерстяной ткани. Лишь небольшая часть населения этих губерний носила сборчатые и косоклинные сарафаны или юбки из полосатой материи. Своеобразным украшением костюма является передник (завеска, запон, заповеска). Поверх рубахи и поневы носили древнейший вид одежды – нагрудник (шушпан), костолон (наверсиник). Дополнял наряд головной убор (у женщин - рогатая кичка, сорока, повойник, платок; у девушек - повязка, лента, платок).
В престольный праздник Вознесение в 40й день после Пасхи в Турово проводилась ярмарка, но она носила характер праздничного гулянья. На саму пасху тоже гуляли.
Старейшая жительница села Турово Адарчева Екатерина Андреевна рассказывала: она родилась в Тульской области. В первый день Святой недели поселяне Тульской губернии выходят смотреть на играние солнца. Взрослые мужчины выходят смотреть на колокольни, как будет играть солнце, а женщины и дети наблюдают его появление на пригорках и крышах домов. При появлении солнца дети поют:

Солнышко, вёдрышко,
Выгляни в окошко!
Твои детки плачут,
Сыр колупают,
Собакам бросают,
Собаки-то не едят,
А куры-то не клюют.
Солнышко, покажись,
Красное, снарядись.
Едут господа-бояре
К тебе в гости во двор,
На пиры пировать 
Во столы столовать.

По замечаниям поселян, появление солнца на чистом небе и его играние предвещает хорошее лето, благополучный урожай и счастливые свадьбы. Старушки при появлении солнца умываются с золота, серебра и красного яйца в надежде разбогатеть и помолодеть. Старики расчёсывают также свои волосы с причитанием: Сколько в голове волосков, столько бы было и внучат. 
Девушки с парнями водили хороводы. Важность русских хороводов для нашей народности очень велика. Они занимали в жизни русского народа три готовых эпохи: весна, лето и осень. Хороводы представляют особенные черты нашей народности - разгул и восторг. Отделяя народность от простонародья, мы открываем в ней творческую силу народной поэзии, самобытность вековых созданий.
Поселяне Тульской, Рязанской и Московской областей, говоря о хороводниках, выражают: «Они пошли тонки водить». В слове «тонки» мы узнаём народную игру толоки, в которой игроки ходят, столпившись, как в хороводе.
Хороводы начинали «водить» обычно с «красной горки» (т.е. первое воскресенье после Пасхи). День Красной горки был по своему значению как бы днём весенней кульминации, а образ самой «красной горки», т.е. оттаявший и уже зазеленевших пригорков, был поэтическим олицетворением весенней красоты земли, которой тоже воздавались почести (сгорок), принято было в этот день катать крашенные яйца.
Последними весенними хороводами считаются Никольские. В русском народном присловье о серпуховичах говорили: «Дядя едет из Серпухова, бороду гладит, а денег нет».
Месяц апрель: Замечание старых людей об апреле.
Наши селяне говорят: С апреля земля преет.
Ни в марте воды, ни в апреле травы.
Апрель всех напоит.
Дождались полой водицы, ай да батюшка- апрель.
Играй, матушка Ока, пока апрель во дворе.
Не ломай печи, ещё апрель на дворе.

Приметы:
1 апреля в Замосковских селениях замечают, что если на этот день разольётся полая вода, то будет большая трава и ранний покос.
3 апреля угощение водяного. Рыболовы на Оке замечают: если лёд не пройдёт в этот день, то рыбной лов будет самый худой. Многие суеверные рыболовы приходят в полночь полакомится гостиницами водяного дедушки. Это угощение водяного происходит у них следующим порядком:
Покупают у цыган самую негодную лошадь, не торгуясь, ровно за три дня. В эти три дня стараются откормить её хлебом и конопляными жмыхами. В последний день, вечером, вымазывают у лошади голову мёдом с солью, в гриву вплетают множество красных лент, но спутывают верёвками, на шею навязывают два старых жернова. Ровно в полночь отправляются к реке. Если лёд не прошёл, то связанную лошадь опускают в прорубь, если же речка очистилась ото льда, то сами, садясь на лодку, стараются утопить лошадь средь реки. В то время старший из рыболовов находится на берегу реки, прислушивается к воде и даёт знак другим, когда можно утопить лошадь. Большое несчастье бывает для рыболовов, если водяной не желает угощения или он перешёл на другую усадьбу. По их замечанию, водяной всю зиму лежит в воде и спит крепким сном. С первого апреля он просыпается голодным  и сердитым, с досады и голода он ломает лёд, замучивает мелкую рыбу до смерти, а большие сами убегают в другие реки. Когда же рыболовы задобрят его гостинцем, лошадкою, то он смиряется, стережёт рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвёт неводов и бредней. 
16 апреля - Рассадницы. Поселяне Московской губернии на этот день сеют рассаду на особенно приготовленных насадах, или срубах. 
18 апреля - Посевы. Рачительные поселяне засевают на этот день морковь и свёклу.
В Турово были целые семьи, которые занимались сапожным, башмачным, дерево отделочным, бондарным, кузнечным промыслами. Туровские кузнецы ковали гвозди, стремя, изгороди для церквей, это было настоящее произведение искусства. Сын Адарчевой Екатерины Андреевны, Михаил, проработал 45 лет кузнецом в совхозе, этим ремеслом обязан своему дяде. Некоторые изделия, кованные старыми кузнецами, хранятся в школьном музее.
Характер бытовой жизни крестьян. Семьи в Турово были большие, по 8-10 человек детей. Жили вместе со стариками. Дом - изба рубленная, делилась на тёплую с русской печкой и холодную с лавками по углам и полатями. В красном углу висели икона с лампадкой. В избе стоял ткацкий станок, пряха, висела полка для посуды, около печки стояли ухваты, чапельник для сковород. В углу висел рукомойник, стояли ведра. 
Русская печка служила семье для обогрева, баней и приготовления пищи. «Хлеб да соль!»- говорил по обычаю русский человек, приветствую всех за столом. «Хлеба кушать!»-непременно отвечали ему. Стол стоял в красном углу. Хлебом и солью встречают и провожают русские люди всякого гостя. Эта традиция уходит своими корнями в далекое прошлое Руси. Хлеб в старину ставили на самое почетное место. Не даром существует пословица: «Хлеб на стол , так и стол престол , а хлеба ни куска, так и стол тоска».
Во время приема пищи, трапезы,в прошлые времена сидели чинно, о пустяках не говорили. Во время обеда вставать было нельзя, даже если вошел старший по возрасту или гость, ему кланялись, сидя за столом, и продолжали не спеша есть.
На обеденный стол ставилась большая чашка - одна на всю семью. Размеры ее порой доходили до полуметра в диаметре . Хозяин дома сидел за столом на почетном месте. Он первым начинал трапезу, и только после него все остальные могли начать есть. Ели деревянными ложками. Центральное место на столе занимали солонка и ковши. Ковшами-черпаками разливали напитки по малым ковшам.
Хлеба у крестьян были разные. Колобки - небольшие круглые хлебцы или толстые лепешки - обыкновенно пекли из остатков муки от пирогов и хлебов. 
«Я по коробу скребен,
По сусекам метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжен».
( «Колобок». Русская народная сказка)

В основном ели ржаной хлеб, для него готовили сусло, закваску оставляли в бадье для новой выпечки, хлеб выпекали сразу на всю неделю, у каждой хозяйки свой рецепт, выпекали в русской печи, хлеб клали на лопату и клали его в печку. Белый хлеб ели только по праздникам. Древним блюдом крестьян были блины из молотого зерна. Сначала их ели во время поминок, а уж после под блины стали петь да плясать, масленицу провожать.
Варили крестьяне и мучные супы из ржаной, ячменной, овсяной, гречишной, гороховой, бобовой муки с солью. Ну а без щей и обед - не обед.
«Щи да каша-пища наша».
«Каша – мать наша», - говорили в старину, потому что это блюдо было ежедневным. Немудреное это кушанье: по пословице и дурень сварит - была бы крупа да водица.
Любили крестьяне и кисель: «Киселем брюхо не испортишь», - гласит поговорка. Для него всегда место есть и самый большой почет и на пиру, и на похоронах.
Квас - любимый напиток в жару и покос: «Хорош квасок, коли шибает в носок»,-говорили о добром квасе.
Корова была в каждой семье кормилица и поилица. Молоко хранили в глиняной посуде - крынках. Лошадь - и пахали на ней и в гости ездили. Были у крестьян свиньи и овцы. Земледелие - основное занятие крестьян. Пахали землю на лошадях, орудие труда были: соха, цеп, рало, палка, серп, коса, борона - суковатка. Все эти предметы домашней утвари находятся в Туровском школьном музее. Крестьянский двор имел гумно - место для обработки зерна. Овин (рига) - помещение для сушки снопов. Ток - расчищенная и утрамбованная площадка на гумне, на котором молотили хлеб. Цеп - ручное орудие для молотьбы. Хлев - помещение где содержали животных, огород - выращивали овощи, полоска земли, где сеяли рожь. 
Весной сеяли овес, рожь, пшеницу, ячмень, просо. Позже всех засевалась теплолюбивая гречиха. В начале августа начиналась жатва хлебов. Рожь поспевала первой, а за ней убирали ячмень, пшеницу, горох, овес. В поле выходили всей семьёй, с рассвета. У несжатой полосы выстраивались по старшинству: справа - мужчины, слева - старшие женщины. Малых детей-семилеток и даже шестилеток мать ставила возле себя. Крестьянин торопился вовремя собрать и уложить в снопы хлеб. Вдруг явится нежданный гость. На гумно снопы отправляли не сразу, а недели через две, а то и позже, пока не уберут все полосы.
IV. Современная жизнь села (деревни, поселка).
В селе Турово

Вход на сайт
Поиск
Новости
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz